Причинно-ориентированный подход как стратегия надзора

25 августа 2020
Причинно-ориентированный подход как стратегия надзора

Существует предубеждение, что главное для надзорного органа — это «собирание штрафов», однако, на самом деле, привлечение виновных лиц к административной ответственности — лишь один из инструментов по достижению поставленных перед государственным органом задач. При рассмотрении материалов инспектора учитывают совокупность обстоятельств: тяжесть содеянного, возможные негативные последствия для окружающей среды, наличие умысла и принимают решение о наложении санкций, исходя из необходимости успешной реализации экологической политики, а не достижения ежегодно растущих статистических показателей по штрафам, как это было в прошлом.

Система государственного управления РФ за последнее десятилетие продолжает меняться в сторону оптимизации, повышения эффективности и упрощения взаимодействия государственных органов с гражданами. Однако общество до сих пребывает в плену давно сложившихся стереотипов, оценивая государственных служащих сегодняшнего дня исходя из сформированного художественной литературой представления о чиновнике Гоголевской эпохи. На самом деле надзорные органы нацелены на достижение конечного результата, в частности, обеспечения экологической безопасности своего региона.

         Если чьи-то действия влекут существенный вред окружающей среде или не вызывает сомнение наличие умысла, то правонарушение незамедлительно пресекается самым суровым образом. Однако бывают ситуации, когда некое юридическое лицо, в целом стараясь соблюдать все нормы законодательства, без умысла, допускает какое-то правонарушение. В таком случае Комитет госэконадзора выносит юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, содержащее требование, в реальный для исполнения срок, устранить причины, способствующие совершению правонарушения.

         Подобный гуманизм в определённых случаях вполне оправдан, так как в данном случае юридическое лицо тратит силы и средства не на попытки обжаловать постановление Комитета в суде и не на штрафные санкции, а на оперативное устранение нарушений.

         Из самых последних свидетельств успешности такого подхода в восточной части Ленинградской области, можно назвать ликвидацию несанкционированных свалок в деревне Ганьково Тихвинского района, где благодаря вмешательству Комитета Администрация Ганьковского сельского поселения оборудовала контейнерную площадку и установила контейнеры для сбора ТКО. Также Администрацией Будогощского городского поселения произведена уборка территории и оборудованы контейнерные площадки с твердым покрытием, навесом, ограждением в населенных пунктах: деревня Новая, Солоницы и Кукуй.

         А вот лицо, которое после разборки здания в Лодейном поле сбросило отходы в непредназначенном для этого месте, 25 августа привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, так как устроить несанкционированную свалку «не преднамеренно» или «по незнанию» невозможно. Кроме того, помимо лица осуществившего сброс отходов, собственник земельного участка, так же будет привлечён к ответственности по той же статье, поскольку согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.