Мурино: через тернии сложностей к чистому воздуху

20 августа 2020
Мурино: через тернии сложностей  к чистому воздуху

Промышленная зона в Мурино является одной из самых часто посещаемых сотрудниками Экологического надзора точек Ленинградской области. Местных жителей систематически беспокоит неприятный запах и дым, исходящие с территории соседствующих предприятий, где расположены предприятия ООО «Мед-экология» и ООО «Фаворит». Привлечь правонарушителей к ответственности не так просто, однако пристальное внимание и комплексный подход к решению проблемы уже приносят желаемые результаты.

 Ускорившийся в последнее время научный прогресс, помимо материальных благ, приносит обществу новые экологические риски, а столь важное правовое развитие общества может усложнять процессуально-юридические аспекты делопроизводства.

С одной стороны, вероятность вмешательства государства в частный бизнес сейчас минимизирована, но с другой - сбор доказательной базы стал на много сложнее.

Если вина юридического лица не будет доказана должным образом, суд не поддержит надзорный орган в случае обжалования. Именно этими обстоятельствами объясняется тот факт, что привлечение к ответственности юридических лиц, которых жители Мурино считают виновными в загрязнении атмосферного воздуха, происходит не так быстро, как хотелось бы заявителям.

Итак, об успехах и сложностях.

Комплексный подход Эконадзора к решению проблемы заключается в том, что сотрудники Комитета не только осуществляют экологический надзор своими силами, но и активно взаимодействуют с другими государственными органами,  проводят совместные надзорные мероприятия, например проверка ООО «Фаворит» проводилась совместно с Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой.  

Помимо указанной проверки  к настоящему моменту Комитет возбудил дело об АПН в отношении предприятия «Мед-экология» в части своих полномочий,  направив  информацию о нарушениях данной компанией санитарно-эпидемиологических норм в Роспотребнадзор.

Более того, лаборатория Комитета, как минимум , до конца 2020 года будет проводить мониторинг состояния атмосферного воздуха  в Мурино

Сложность же заключается в том, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует система нормирования запаха  в атмосферном воздухе. В большинстве случаев, запах формируется сложной смесью веществ, из которой часто невозможно выделить конкретные обладающие запахом соединения. Часть из них не идентифицированы и не имеют предельно допустимые концентрации. Кроме того, даже те пахучие соединения, для которых установлен норматив ПДК, часто присутствуют в атмосферном воздухе в незначительном количестве. Поэтому при исследовании атмосферного воздуха, превышение ПДК, несмотря на наличие отчетливого запаха, не наблюдается.

Таким образом, для организации контрольно-надзорных мероприятий в отношении компаний, в результате деятельности которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимы конкретные факты нарушения требований в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, системное решение данной проблемы близко к этапу реализации. В июле 2020 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», который вводит новые понятия «запах» и «региональный норматив запаха». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении.